Жан Пруве (Jean Prouve) 1901–1984

Жан ПрувеЖан Пруве (Jean Prouvé) родился в 1901 году. С детства он был погружен в творческую атмосферу. Его отец, Виктор Пруве, живописец и скульптор, был одним из основателей Школы Ар Нуво в Нэнси и тесно сотрудничал с Эмилем Галле и Луи Мажорелем. В возрасте пятнадцати лет, несмотря на стремление получить инженерное образование, из-за серьезных финансовых проблем Жан Пруве был отдан в обучение кузнечному делу ремесленнику Эмилю Роберту.

В 1923 после военной службы, Пруве открывает собственную мастерскую-кузницу в Нэнси, в которой выполняет частные заказы на изготовление кованных железных решеток, поручней и балконных ограждений. Но работа с железом накладывает свои ограничения на конечный результат и очарованный модернистским движением, Пруве начинает работать со сталью, алюминием и дуговой сваркой. В 1926 он устанавливает первую в Нэнси электрическую сварочную машину, а уже к 1930 году Жан Пруве начинает использовать для реализации своих проектов машину по обработке и скрутке листовой стали. В 1931 году открывается Ателье Жана Пруве, в котором изготавливается металлическая мебель и фурнитура для таких авангардных на тот момент дизайнеров, как Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан и Роберт Маллет-Стивенс.

Жан ПрувеК 1934 году он налаживает выпуск серийной мебели и занимает значительную долю рынка, специализируясь на государственных заказах. В 1936 году в свет выходит каталог стандартных моделей мебели для школ, больниц и офисов. Массовое производство вдохновило Жана Пруве на развитие и патентование промышленных изделий, используемых при строительстве и техническом оснащении зданий, таких как металлические двери и лифтовое оборудование.

Жан ПрувеВторая мировая война наложила свои ограничения на использование электроэнергии и сырья. Фабрика Пруве начинает выпуск доступных населению печей, которые работали практически на любом топливе, экономичных генераторов и запчастей к велосипедам, которые в военные годы были основным средством передвижения мирного населения. Сам Жан Пруве был активным членом французского сопротивления, и по окончанию войны был без промедлений назначен мэром родного города. Послевоенные годы так же были тяжелыми с экономической точки зрения, сталь была в дефиците и Пруве начинает производить мебель из массива.

В 1947 году Жан Пруве с целью расширения производства переносит фабрику из Нэнси в Максвиль. Жан ПрувеОн объединяет студию, где проходят разработки продукции, и производство на одной территории. К 1953 году на фабрике работает уже более двухсот служащих, каждый из которых имеет страховку и оплачиваемые выходные. Участие рабочих в усовершенствовании производства активно поощрялось, а исследовательская деятельность в области разработок и дизайн ставились во главу производственного процесса.  Пруве непрерывно занимается модернизацией станков, рабочего процесса и условий работы в цехах. Налаживая поточную линию мебели собственного дизайна, он параллельно обращается к типовому строительству и делает ряд интересных разработок в этой области.

Жан ПрувеВ 1953 году из-за разногласий с финансовыми покровителями Пруве отстраняется от руководства фабрикой. Для Жана Пруве, который сам называл себя «фабричным человеком» это было эмоционально очень тяжелое время. Тем не менее, эти события породили новую плодотворную фазу в его творческом развитии. Пруве начинает строительство собственного дома, используя элементы, разработанные на фабрике. Этот уникальный дом положил конец экспериментальной фазе в его карьере. Он прекращает деятельность промышленника и становится проектировщиком. «Конструкции Жана Пруве» используются  в прокладке железнодорожных линий и пользуются популярностью на рынке строительства.

От типовых проектов, он переходит к проектированию более сложных зданий. Жан ПрувеТак в честь столетия алюминия, ему поручают проектирование павильона на берегу Сены. Позже он разрабатывает инновационное здание спа-курорта в Эвиане, работает над жилым строительством, молодежными центрами и школами. Это был также период творческого сотрудничества с Шарлоттой Перриан.

Жан Пруве и Шарлотта ПеррианВ 1956 году Стеф Саймон открывает галерею дизайнерской мебели Шарлотты Перриан и Жана Пруве, их имена уже достаточно популярны и могут гарантировать необходимое количество клиентов.

В 1957 году Пруве получает приглашение читать лекции в Парижской Национальной Консерватории Искусств. Лектории были забиты до отказа. На лекциях Жан Пруве анализировал технический процесс и последовательно доказывал, что индустриальный  прогресс невозможен без постепенных модификаций и осторожной адаптации, что при применении одного академического знания без практических экспериментов добиться результатов невозможно.

Жан Пруве В 1966 году Жан Пруве оставляет бизнес и начинает заниматься частным консультированием, продолжая заниматься преподавательской деятельностью

В 1971 году Пруве возглавляет архитектурное жюри, которое выбрало Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса в качестве проектировщиков Центра Помпиду в Париже.

Жан ПрувеЖан Пруве скончался в 1984 году в Нанси.

Не имея специального образования, Пруве оставил после себя богатое творческое наследие. Многие его архитектурные творения получили статус национальных памятников, за его мебелью охотятся коллекционеры. Он самостоятельно проектировал мебель и делал ее, помогал дизайнерам и архитекторам в реализации их проектов, был предпринимателем и просвещенным владельцем фабрики. По словам Жана Пруве “созданное на века может стать пережитком прошлого, а созданное для одного поколения проживет не одно столетие”.

 

 Статью подготовила Зоя Ти

Мебель Жана Пруве

Исаму Ногучи, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Шарлотта Перриан, Тадао Андо, Эйлин Грей,  Другие интересные статьи