Эйлин Морей Грей (Eileen Gray) 1879 – 1976

Ирландская архитектор и дизайнер Эйлин Грей родилась 9 августа 1878 г. в богатой и многодетной аристократической семье. Свое образование начала в лондонской школе искусств «Slade School for Fine Arts in London». Изначально училась на художника, но заинтересовавшись техникой лакировки предметов, стала брать уроки у специалиста из Северной Японии, мастера Шигавара и начала проектировать мебель.

В 1919 году переезжает в Париж на постоянное место жительства, где в 1921 году совместно со своим возлюбленным архитектурным критиком Жаном Бодовичи открывает свой первый салон по адресу 217 rue du Faubourg Saint-Honore. В салоне были представлены авторская мебель, ковры и предметы освещения. В это время Эйлин Грей уже во всю использует трубчатую сталь при создании предметов мебели. До этого основным материалом было дерево. Начиная работать в стиле Ар Деко, Эйлин Грей отдает предпочтение стилю модерн.

На выставке французского искусства в Амстердаме в 1922 году Эйлин Грей представила двухцветный чайный столик, который получил признание архитектурной голландской группы «de Stijl», в честь которой и был назван позже.

« Я всегда любила архитектуру, больше чем что-либо, но не думала, что смогу ей заниматься». Эти слова, были сказаны Эйлин Грей, перед началом проектирования своей первой виллы в 1926 году. К 1929 году работы над знаменитым домом Е 1027 были закончены. «Этот дом построен для людей, которые любят работу, спорт и своих друзей.»

Дом проектировался под девизом «Минимум пространства, максимум комфорта!» и в результате получился небольшим, но продуманным до мелочей. Белоснежные стены, придающие воздушность и увеличивающие объем, разделение на приватные, гостевые и хозяйственные зоны, расположение террас и окон, учитывающие климатические особенности местности.

Всю мебель для этой виллы Эйлин проектировала сама и мир узнал кресла «Transat», прикроватный столик Е 1027, барные стулья №1 и №2, чайный столик Rivoli и зеркало Castellar. Подробнее об этих и других предметах мебели разработанных Эйлин Грей читайте тут.

В 1930 году Эйлин Грей и Жан Бодович представляют проект Е 1027 на выставке Union des Artistes Modernes.

В 1932 году из-за размолвок с Жаном Эйлин покидает виллу, забирая с собой лишь одежду и столик Е 1027. Начинается строительство второй виллы Tempe a Pailla.

В апреле 1938 года, Ле Корбюзье (хороший знакомый Жана Бодовича), после проживания в Е 1027 пишет Грей письмо. «Те несколько дней, проведенных в Вашем доме, заставили меня ценить редкий дух, диктующий всю его организацию, как внутри, так и снаружи, и придающий современной мебели и оборудованию столь достойную, очаровательную и полную остроумия форму».

Однако, уже через месяц, заручившись поддержкой Бодовича, он начал расписывать белоснежные стены виллы серией фресок. Эйлин Грей назвала действия Ле Корбюзье «актом вандализма». После войны, в 1949 году, Ле Корбюзье издал фотографии своих фресок, не упомянув имени Эйлин Грей, а чуть позже включил обстановку виллы Е 1027 в свой каталог.

Аристократичная гордость, природная скромность, неумение или нежелание отстаивать свои права и интересы позволили более предприимчивым «коллегам по цеху» заслонить Эйлин Грей своими могучими спинами практически на тридцать лет.

В 1968 году на творчество Эйлин Грей обратил внимание авторитетный журнал Domus, что возобновило интерес к её работам. После статьи Джозефа Рукверта, про Эйлин Грей вспоминают все чаще и чаще, проводятся её персональные выставки в Вене и Граце, её мебель появляется на аукционах.

В 1972 году Королевское общество искусств в Лондоне присвоило ей звание «Королевского дизайнера промышленности», а в 1973 году основатель и владелец шоурума дизайна “Aram Store” в Лондоне – Арам Зеев, обратился к ней с предложением о сотрудничестве и запуске производства её мебели. Эйлин Грей лично контролировала все стадии подготовки к производству, внося все необходимые коррективы. Чуть позже, став её другом, Арам Зеев получил эксклюзивные права на воспроизведение предметов интерьера по ее эскизам.

Внезапное признание пугало Эйлин Грей, она не посещала свои выставки и игнорировала журналистов. Незадолго до смерти она сожгла практически все свои фотографии и переписки, оставляя потомкам лишь свою мебель.

Сегодня объекты по дизайну Эйлин Грей производит немецкая компанией ClassiCon, получив от Арама Зеева сублицензию. Оригиналы же занимают заслуженное место в коллекциях лучших музеев современного искусства и дизайна.

31 октября 1976 года в возрасте 97 лет Эйлин Грей скончалась в своей квартире. Эйлин Грей – женщина носившая в юности корсет, рожденная при правлении королевы Виктории, пережившая две мировые войны, видевшая высадку человека на Луну и марши хиппи на центральных улицах Парижа, оставила потрясающее наследие. Созданные ею в начале двадцатого века вещи, остаются актуальными и в начале века двадцать первого.

Статью подготовила Зоя Ти

Статьи о творчестве Эйлин Грей